Стальные или легкосплавные?
Выбор, естественно, за Вами.
Стальной штампованный диск очень даже неплох. Дешевый, надежный,
прочный. При сильном ударе не трескается, а мнется; восстановить его до
нормального рабочего вида хотя и не очень легко, но можно — либо
на специальном станке, либо, если Замятина не слишком серьезна,
банальной кувалдой. Недостатки: тяжеловат и на вид довольно скучен;
стальная штамповка не позволяет кардинально менять дизайн, поэтому
стальные диски все на одно лицо.
Стальные колесные диски
интенсивно вытесняются с рынка легкосплавными. Чем они лучше? Стильный
современный облик, разнообразие видов — уже этого достаточно для
привлечения покупателя. Главное же — солидный выигрыш в весе, а
значит, снижение нагрузок на трансмиссию, подвеску, тормоза и
подшипники ступиц. Кроме того — очень эффективное охлаждение
тормозного узла, во-первых, благодаря высокой теплопроводности легких
сплавов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими
отверстиями (не теряя жесткости) и с направленными лопастями, которые
при вращении колеса гонят воздух на тормоз. И еще — высокая
точность изготовления, что способствует более точной балансировке.
Литые или кованые?
Легкосплавный колесный диск
может быть сделан либо литьем, либо ковкой. Ковку еще называют объемной
горячей штамповкой, поэтому и кованые диски из легкого сплава часто
называют штампованными (не путать со стальными штампованными).
Литой диск очень
технологичен. Литье почти не дает отходов, что способствует снижению
себестоимости продукта; кроме того, этот способ производства допускает
любые игры с дизайном.
Недостатки. Во-первых, литой
диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро
покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид. Во-вторых,
и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе
раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы
обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать
толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.
Кованый. Если бы не высокая
стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски,
наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству
характеристик кованым нет равных.
Ковка обеспечивает
исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск
держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а
гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее.
Кроме того, он очень легкий.
Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели BMW
весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый
— 6,8 кг.
Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности.
Алюминиевые или магниевые?
Диски льют и куют из
алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в
порядке возрастания прочности, ряд будет таким: литой магниевый —
литой алюминиевый — кованый алюминиевый — кованый магниевый
(самый прочный, самый престижный, самый дорогой).
Предупреждаем! Литые
магниевые диски — не для российских дорог. При езде по ухабам (а
из чего еще состоят наши дороги?) литой магний быстро растрескивается.
Кроме того, требования к нему по защите поверхности от коррозии очень
высоки. Магний исключительно хорош, но не в литом варианте, а в
кованом.
|