1. Ширина обода
Есть золотое правило:
ширина обода должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины.
Допустим, вы ищете диск под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм.
В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой
величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего
значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма - обод именно такой
ширины нужен для шины 195/70R15.
Внимание!
Использование как слишком
широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины)
нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты
закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее
ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу,
боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы
составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14
дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более.
Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
2. Диаметр диска
В последнее время
наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины
для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят
на 14-дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением
использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые
качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем
меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь
наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных
дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к
возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных
дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя
колесо в целом.
3. Диаметр расположения отверстий крепления
Обозначается PCD - Pitch
Circle Diameter и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 - 4
отверстия на диаметре 100 мм.
Внимание!
Поскольку отверстия
крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно
ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару
миллиметров. Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо
PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом
случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью;
остальные же отверстия ’уведет’ и крепеж останется
недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет
неполной. На ходу такое колесо будет ’бить’, кроме того, не
полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
4. Диаметр центрального отверстия диска
У штатных колес автомобиля
центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на
заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр
является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не
удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше
положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо
увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что
позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом
случае центрируют по PCD.
5. Вылет колеса
Это расстояние между
продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса.
Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу
относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для
каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались
оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая
нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим,
ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если
отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно
пользуются английским OFFSET.
Внимание!
Не ставьте на автомобиль
колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире;
хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему
стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники
ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею , как правило,
невозможно - диск упрется в тормоз.
Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса
Если вы меняете стальной
штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать
болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, - легкосплавный диск
толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом
диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а
имеющиеся у вас болты (штатные) затягиваются на конус.
|