Прокол колеса - вещь на
наших дорогах, увы, не редкая. Что делать в такой ситуации, когда до
ближайшего шиномонтажа не один десяток километров и нет "запаски"?
Неприятность эту можно предотвратить, но можно и победить, имея в
багажнике специальные средства.
Сохранить подвижность
автомобиля в случае прокола, частичного разрыва покрышки, ее
повреждения или вооруженного нападения - задача специальных средств
защиты, арсенал которых достаточно широк. Их можно разделить на три
группы.
К первой относятся
различного рода профилактические средства, позволяющие постоянно
контролировать состояние шин, давление воздуха в них и способные
сигнализировать о малейших изменениях параметров колеса. Во вторую
группу можно включить химические средства, обеспечивающие
"жизнеспособность" покрышки в случае прокола или небольшого пореза -
ремонтные аэрозоли, "антипроколы"… Третья группа - механические
средства, являющиеся частью конструкции колеса. С их помощью можно
продолжать движение на полностью спущенном колесе или даже при полной
его утрате. К ней относятся шины, выпускаемые с применением новейших
материалов и технологий, и различного рода бандажи, монтируемые на обод
колеса.
Профилактические средства -
наиболее доступны по цене, и их также можно разделить на два вида.Одни
монтируются непосредственно на вентиль и помогают контролировать
давление воздуха в колесе по цветовой метке. Так, британская компания
Universal OKO Ltd. выпускает комплект датчиков Pressure Check,
известный в России под маркой Easy Control. Колпачки-индикаторы
выпускаются заранее настроенными на определенное давление в диапазоне
от 1,8 до 4,0 атм. с шагом 0,2 атм. Они могут устанавливаться на все
типы вентилей любых бескамерных шин или камер легковых автомобилей,
грузовиков, автобусов, мотоциклов, квадроциклов и даже велосипедов.
Небольшой (диаметром 10 и длиной 24 мм) датчик наворачивается
непосредственно на вентиль вместо штатного колпачка. По вмонтированному
в него штоку с цветными секторами определяется состояние покрышки.
Зеленая метка, нанесенная на сам колпачок, говорит о том, что давление
воздуха в шинах не вызывает опасений. Появление желтого сектора штока
свидетельствует о падении давления на 0,3 атм. ниже стандартного.
Движение на таких колесах возможно со сниженной скоростью и не более 50
км. Красный сектор свидетельствует о падении давления до критического
уровня (более чем на 0,7 атм.). В этом случае требуется немедленная
остановка и подкачка колеса.
Вторые представляют собой
комплект электронных измерительных блоков с передатчиком, которые
крепятся на обод колеса в процессе монтажа покрышки. Они находят все
широкое применение на автомобилях среднего и представительского
классов. Датчик может устанавливаться на обод колеса (RoadSnoop,
Финляндия) или монтироваться в корпус воздушного вентиля, вставляемого
вместо штатного (компания Precise Meters Co, Тайвань). Принцип работы
обеих систем одинаков - датчик давления передает информацию о состоянии
колеса приемному блоку, имеющему световую и звуковую индикацию. У
финнов он выполнен в виде брелока, у тайваньцев - в виде отдельного
пульта, устанавливаемого на панели приборов или центральной консоли.
Падение давления на 10% сопровождается мигающим сигналом, а переход за
критическую отметку 20% - увеличением частоты мигания и звуковым
сигналом.
Большим преимуществом электронных систем является возможность их настройки на любое давление в шинах.
Для этого достаточно последовательно нажать на пусковую кнопку при достижении рабочего давления в каждом колесе.
Ремонтные герметики и
аэрозоли - самые массовые и достаточно эффективные средства оказания
первой помощи "пробитым" покрышкам в пути. Через вентиль они вводятся
под давлением непосредственно в полость бескамерной шины. Входящие в
состав этих средств резиносодержащие, органические или
асбестосодержащие высокотекучие компоненты током выходящего из колеса
воздуха втягиваются в "пробоину" и намертво заделывают ее. В свое время
у нас проводились испытания надежности таких материалов, во время
которых колесо получало до четырех пулевых пробоин (но только в
протекторе) и при этом оставалось вполне "жизнеспособным". В качестве
примера можно рассмотреть "антипрокол" американской компании Prestone.
Одного баллона аэрозольного
герметика достаточно для того чтобы "залатать" обычную 13-дюймовую шину
и проехать на ней до ближайшего сервиса до 100 км.
По признанию западных
экспертов, российский "антипрокол" Long Way, разработанный на базе
конверсионных технологий, отличается превосходной рецептурой и высокой
надежностью.
|