На твердом сухом покрытии
(асфальт, бетон) сцепление шин обуславливается взаимодействием
элементов протектора шины с микронеровностями дорожного покрытия. При
смачивании покрытия водой сцепление шин уменьшается весьма заметно, что
объясняется образованием водяной пленки с частицами пыли и грунта.
Водяная пленка разделяет трущиеся поверхности, тем самым ослабляя
взаимодействие шин и покрытия.
На сухой дороге (рис. А)
пятно контакта шины с покрытием составляет величину С. На мокрой дороге
эта величина уменьшается на величину d из-за появления водяного клина.
Водяной клин образуется из воды, выдавленной из под колеса в процессе
движения.(рис. Б) По мере увеличения скорости движения увеличивается
количество выдавленной воды. Водяной клин растет – шина все
больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения
достигнет критического значения и между шиной и покрытием будет
сплошной слой воды – автомобиль потеряет контакт с дорогой и
станет неуправляемым (рис.В). Это явление и называется аквапланированием.
Не стоит путать аквапланирование с другим явлением, со скольжением.
Скольжение может возникнуть на любой скорости только из-за
возникновения водяной пленки и уменьшившегося сцепления шин с дорожным
покрытием. Скольжение возникает вследствие резкого маневра или
торможения. И потому может контролироваться. При аквапланировании
автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить
траекторию движения до тех пор пока не снизится скорость и не
уменьшится несущая способность водяного клина. Если на мокрой дороге
автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или
пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт
с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а
колеса, зажатые тормозами спровоцируют занос. Скольжение чаще всего
возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с
дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и
мельчайшими каплями различных «автомобильных» жидкостей -
дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Но буквально
через пару минут хорошего дождя – потоки воды смывают различные
загрязнения. И сцепление шин с дорожным покрытием заметно улучшается.
Аквапланирование возможно в любой стадии дождя. Или просто при въезде в
длинную лужу на высокой скорости.
|